Dreaming still a dream that never changes... (c)
Наконец читаю "Имя розы" Умберто Эко.
Ещё со школы порывалась прочитать эту книгу, которая к моему счастью оказалась в нашей домашней библиотеке, даже начинала когда-то, но потом забросила. Зато теперь получаю колоссальное удовольствие от прочтения. Во-первых, потому, что давно не читала книг и ужасно соскучилась по этому занятию. А, во-вторых, потому что книга действительно очень хорошо написана.
Умберто Эко - учёный-медиевист - сумел с высокой точностью передать жизнь средневекового монастыря, как его быт и распорядок дня, так и его секреты, а также место в вечном противостоянии папы и императора. Сколько же там переплетено тонкостей и хитростей! Я думаю, в своё время (то время, веке эдак в XIV) эта книга имела бы эффект разорвавшейся бомбы, подобно "Коду Давинчи", но тогда её, конечно, не было и быть не могло. Впервые книга была опубликована в 1980 году. Сейчас она уже воспринимается больше с исторически-философской точки зрения, но в те времена подобная разносторонность точек зрения, подобная дерзость мыслить иначе наверняка расценивалась бы как чистой воды святотатство.
История, маскирующаяся под детектив, остаётся крайне противоречивой, предлагает читателю окунуться в понимание множества точек зрения и попытаться удержаться на золотой середине в суждениях, которых придерживается главный персонаж - Вильгельм Баскервильский.
Жуткие времена там описаны. Царствование инквизиции. Сколько же способов есть убрать человека, уличив его во всех возможных грехах и заставив сознаться во всём под страшнейшими пытками! Сколько способов есть извратить чужие слова, представив их в том свете, который тебе будет нужен! Тебе нужно найти убийцу? Ты легко найдёшь убийцу и, упиваясь своей властью, казнишь его. Хочешь повернуть диспут в нужное тебе русло? Это легко. Только взрасти в собеседниках зерно подозрения оппонента в ереси и всё, он уже не отвертится.
А сколько было "священных" споров о толковании Писаний, приводивших к "священным" же войнам! Например, это положение о бедности Христа. Владел ли он какой-либо собственностью, включая одежду его и пищу, или не владел ничем, а лишь пользовался чьей-либо милостью? Те, что яростно утверждают, что Христос был беден и других призывают отказаться от богатств и излишеств, серьёзно подрывают авторитет церкви, всегда увешанной золотом, и лишают её славных служителей сытого существования. А потому, они еретики, и их следует уничтожить. Но их поддержит император, потому что ему только на руку будет, если его народ перестанет отдавать десятину церкви, а понесёт ему. А, может, и не поддержит. Ведь гораздо лучше не ссорится с могущественным папой, который в любой момент и императора может назвать еретиком! А жить и вкусно кушать-то всем хочется. )) И, вот беда, ни в Библии, ни в Писаниях нет чёткого указания, был ли Иисус беден или всё же владел чем-то, полагающимся по статусу. И вот эти бедные люди, потрясая книжками, в которых уцепились за какую-то строчку, спорят с пеной у рта, доказывают свою непреложную истиность и жаждут обвинить другого в ереси и изничтожить. Ну разве этим должна заниматься святая церковь? Если уж оплот душевной добродетели приводит к такому массовому кровопролитию, к таким жестокостям, которые только на Второй Мировой, наверное, повторились, то где же людям найти реальное спасение от всей этой мерзости, желчи и подлости, которая льётся на них отовсюду и прёт изнутри?
Вот за эту инквизицию, за Крестовые Походы, за оправдание массовых убийств я, наверное, никогда не прощу ни католичество в частности, ни христианство в целом. Уж слишком остервенело они иногда защищают свои идеи, слишком слепо подменяют понятия, слишком легко называют кого-то врагом и выгоняют из своей песочницы и слишком редко признают свои ошибки. Некоторые моменты истории, мне кажется, достаточно сильно напоминают тот же геноцид. И ради чего всё это? Ради власти, могущества и богатства. Иногда из-за страха, иногда из-за очень реальной, но всё же слепой веры в свою правоту...
В общем, книга полна интересными дискуссиями и диспутами. Далеко не все из них мой маленький ум может охватить. Но для читавщих Бэкона, Фомы Аквинского и других философов той эпохи они наверняка заиграют новыми красками. )
Да, к слову, по мотивам книги таки был снят фильм с Шоном Коннери и Кристианом Слейтером, который не передаёт и десятой части атмосферы книги, и даже детективная линия, которую создатели взяли за основу, осталась на уровне "что же нам делать с новым трупом?", а очень жаль...
Ещё со школы порывалась прочитать эту книгу, которая к моему счастью оказалась в нашей домашней библиотеке, даже начинала когда-то, но потом забросила. Зато теперь получаю колоссальное удовольствие от прочтения. Во-первых, потому, что давно не читала книг и ужасно соскучилась по этому занятию. А, во-вторых, потому что книга действительно очень хорошо написана.
Умберто Эко - учёный-медиевист - сумел с высокой точностью передать жизнь средневекового монастыря, как его быт и распорядок дня, так и его секреты, а также место в вечном противостоянии папы и императора. Сколько же там переплетено тонкостей и хитростей! Я думаю, в своё время (то время, веке эдак в XIV) эта книга имела бы эффект разорвавшейся бомбы, подобно "Коду Давинчи", но тогда её, конечно, не было и быть не могло. Впервые книга была опубликована в 1980 году. Сейчас она уже воспринимается больше с исторически-философской точки зрения, но в те времена подобная разносторонность точек зрения, подобная дерзость мыслить иначе наверняка расценивалась бы как чистой воды святотатство.
История, маскирующаяся под детектив, остаётся крайне противоречивой, предлагает читателю окунуться в понимание множества точек зрения и попытаться удержаться на золотой середине в суждениях, которых придерживается главный персонаж - Вильгельм Баскервильский.
Жуткие времена там описаны. Царствование инквизиции. Сколько же способов есть убрать человека, уличив его во всех возможных грехах и заставив сознаться во всём под страшнейшими пытками! Сколько способов есть извратить чужие слова, представив их в том свете, который тебе будет нужен! Тебе нужно найти убийцу? Ты легко найдёшь убийцу и, упиваясь своей властью, казнишь его. Хочешь повернуть диспут в нужное тебе русло? Это легко. Только взрасти в собеседниках зерно подозрения оппонента в ереси и всё, он уже не отвертится.
А сколько было "священных" споров о толковании Писаний, приводивших к "священным" же войнам! Например, это положение о бедности Христа. Владел ли он какой-либо собственностью, включая одежду его и пищу, или не владел ничем, а лишь пользовался чьей-либо милостью? Те, что яростно утверждают, что Христос был беден и других призывают отказаться от богатств и излишеств, серьёзно подрывают авторитет церкви, всегда увешанной золотом, и лишают её славных служителей сытого существования. А потому, они еретики, и их следует уничтожить. Но их поддержит император, потому что ему только на руку будет, если его народ перестанет отдавать десятину церкви, а понесёт ему. А, может, и не поддержит. Ведь гораздо лучше не ссорится с могущественным папой, который в любой момент и императора может назвать еретиком! А жить и вкусно кушать-то всем хочется. )) И, вот беда, ни в Библии, ни в Писаниях нет чёткого указания, был ли Иисус беден или всё же владел чем-то, полагающимся по статусу. И вот эти бедные люди, потрясая книжками, в которых уцепились за какую-то строчку, спорят с пеной у рта, доказывают свою непреложную истиность и жаждут обвинить другого в ереси и изничтожить. Ну разве этим должна заниматься святая церковь? Если уж оплот душевной добродетели приводит к такому массовому кровопролитию, к таким жестокостям, которые только на Второй Мировой, наверное, повторились, то где же людям найти реальное спасение от всей этой мерзости, желчи и подлости, которая льётся на них отовсюду и прёт изнутри?
Вот за эту инквизицию, за Крестовые Походы, за оправдание массовых убийств я, наверное, никогда не прощу ни католичество в частности, ни христианство в целом. Уж слишком остервенело они иногда защищают свои идеи, слишком слепо подменяют понятия, слишком легко называют кого-то врагом и выгоняют из своей песочницы и слишком редко признают свои ошибки. Некоторые моменты истории, мне кажется, достаточно сильно напоминают тот же геноцид. И ради чего всё это? Ради власти, могущества и богатства. Иногда из-за страха, иногда из-за очень реальной, но всё же слепой веры в свою правоту...
В общем, книга полна интересными дискуссиями и диспутами. Далеко не все из них мой маленький ум может охватить. Но для читавщих Бэкона, Фомы Аквинского и других философов той эпохи они наверняка заиграют новыми красками. )
Да, к слову, по мотивам книги таки был снят фильм с Шоном Коннери и Кристианом Слейтером, который не передаёт и десятой части атмосферы книги, и даже детективная линия, которую создатели взяли за основу, осталась на уровне "что же нам делать с новым трупом?", а очень жаль...